адрес:
г. Сыктывкар,
ул. Малышева, д. 10/1
Найти на карте
26
12.24 26
12.24 18
12.24 06
12.24 04
12.24 |
Конкурсы« Все новости
Городской дистанционный конкурс "Путь к здоровью"
28.02.2018 11:14 Опыт работы с родителями по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни среди детей дошкольного возрастаПедагоги: Ваганчук Светлана Анатольевна, воспитатель высшей категории Ивашева Екатерина Васильевна, воспитатель первой категории Одной из актуальных проблем современного общества остается состояние физического здоровья детей. Чем выше приоритет здоровья в детском саду, тем выше культура здорового образа жизни каждого его воспитанника. Период дошкольного возраста является по-настоящему уникальным: столь интенсивного развития человек больше не переживает никогда – за 7 лет его формирование достигает невероятных высот, что становится возможным благодаря особому детскому потенциалу развития – психического и физического. В дошкольном возрасте формируются основные жизненные понятия, в том числе понятие здоровья и правильного здорового поведения. Полученные в этом возрасте представления порой бывают необычайно стойкими и ложатся в основу дальнейшего развития человека. Одним из важнейших направлений нашей педагогической деятельности с детьми является здоровьесбережение. При организации здоровьесберегающей деятельности мы обязательно обращаемся к родителям наших воспитанников за поддержкой и помощью, и они охотно принимают участие в жизни группы. Совместными усилиями мы стараемся обеспечить для детей такие условия, в которых их здоровье как можно меньше подвергалось негативному воздействию окружающей среды и как можно лучше укреплялось. Для этого мы используем различные формы работы, которые опишем ниже. Путь к здоровью наших воспитанников состоит из восьми шагов. Шаг первый – закаливание. Начиная с раннего возраста, мы проводим с детьми закаливающие процедуры. В первую очередь мы обсудили этот вопрос на самом первом родительском собрании, где рассказали об огромном значении закаливания для здоровья любого человека. Многие из родителей с радостью поддержали нас и помогают воплощать наши начинания в жизнь уже несколько лет. В младшем возрасте мы закалялись с помощью ходьбы (обычной, на носках, на пяточках, на внешней и на внутренней стороне стопы), прыжков, бега по массажным коврикам. Каждая семья для своего ребенка сшила индивидуальный коврик с бусинами и пуговицами разных размеров и фактуры, который получился не только оригинальным, но и полезным для здоровья стоп детей. К тому же силами родительского комитета в группе появились орто-коврики, являющиеся прекрасным средством для профилактики плоскостопия. Во второй младшей группе мы использовали методику контрастного воздушного закаливания, когда дети переходили из комнаты с теплым воздухом в комнату с более прохладным воздухом. Усложнением закаливания в средней группе стало закаливание методом воздушного душа, разработанным врачом В.Л. Лебедем. Для реализации этого метода нам необходима была помощь родителей, которые смогли найти для нас вентилятор, с помощью которого мы обдували ребят прохладным воздухом. Во время этой закаливающей процедуры теплообмен идет более интенсивно, благодаря чему повышается устойчивость организма не просто к охлаждению, но к воздействию воздушного потока, сквозняка. В старшем возрасте мы перешли от воздушного к водному виду закаливания – обтиранию влажным полотенцем. Вместе с родителями мы закупили для каждого ребенка хлопчатобумажные полотенца, которые ежедневно стираются после использования. Данный вид закаливания при систематическом его использовании повышает сопротивляемость детского организма к изменяющимся условиям окружающей среды. Также родители закупили травы (ромашка, шалфей, календула), отварами которых дети полощут рот и горло перед сном. Такое полоскание мы используем курсами по 10 дней ежемесячно с постепенным понижением температуры воды. Данная процедура очень эффективна в профилактике заболеваний носоглотки. В нынешнее время проблема недостаточной двигательной активности детей очень актуальна в связи с широким распространением гаджетов, привлекающих детей всех возрастов больше, нежели занятия спортом или прогулка на свежем воздухе. Для удовлетворения физиологической потребности детей в движении, необходимом для полноценного здоровья, совместно с родителями мы прививаем детям любовь к спорту и спортивным играм. Шаг второй – посещение бассейна. Значение плавания в бассейне неоценимо в укреплении здоровья детей, с чем согласны и родители наших воспитанников. Обсудив возможность посещения бассейна в рамках детского сада, многие родители постоянно водят своих детей на занятия в бассейне, которые проводятся в МАДОУ № 111 опытным тренером. Занятия мы начали посещать с первой младшей группы и продолжаем до сих пор, что, несомненно, положительно влияет не только на физическое развитие дошкольников, но и на их здоровье. Шаг третий - весной и осенью, а также в морозные дни, мы встречаемся на ролледроме. Многие из ребят приходят уже со своими роликами. Вместе с родителями мы играем в игры, направленные на развитие равновесия, устраиваем мини-соревнования и просто развлекаемся. Шаг четвертый - в зимнее время посещаем каток, где учим друг друга кататься на коньках. Систематические занятия на коньках, проводимые на воздухе, оказывают положительное влияние на организм детей. Прежде всего происходят благоприятные изменения в развитии органов дыхания и дыхательной мускулатуры. Занятия на роликах и коньках способствуют развитию основных видов движений. Ребенок, двигаясь на роликах, коньках, многократно повторяет одни и те же движения в определенной последовательности. Происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц ног при смене одноопорного и двухопорного скольжения, что благоприятно влияет на укрепление свода стопы. Катание на роликах и коньках значительно повышает устойчивость вестибулярного аппарата ребенка, который имеет большое значение в поддержании равновесия. От его тренированности зависит уменьшение возбудимости в органах равновесия, а также правильное распределение мышечного напряжения. Подобные встречи не только положительно сказываются на физическом развитии наших воспитанников, но и позволяют укрепить отношения между детьми и их родителями. Совместное катание на роликах и коньках – это еще одна возможность для ребят порадоваться и посмеяться со своими любимыми мамами и папами, поделиться с ними своими переживаниями и страхами и почувствовать их поддержку. А для родителей этот час, который они проводят вместе со своими детьми, позволяет хоть ненадолго отвлечься от насущных проблем и поближе узнать и понять своего ребенка. Шаг пятый. В летнее время дети приносят самокаты и велосипеды, а мы – воспитатели – учим их на них правильно ездить: держать равновесие, тренировать и правую, и левую ногу при езде на самокате. Летом 2017 года практические все наши мальчики уже ездили на двухколесных велосипедах! Шаг шестой. В этом учебном году мы решили начать обучение наших воспитанников ходьбе на лыжах. Для этого на родительском собрании обсудили вопрос о том, чтобы каждая семья принесла в группу лыжи, и на прогулке дети могли бы тренироваться в катании. Многие из родителей откликнулись на нашу просьбу, и теперь каждую прогулку мальчишки и девчонки катаются на лыжах не только по пешеходным дорожкам, но и по лыжне, которую мы сами проложили на территории детского сада вблизи нашей площадки. Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, так как дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности. Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп. Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца и легких. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование свода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формирование осанки ребенка. Под влиянием лыжных занятий происходит значительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Благодаря регулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей. Шаг седьмой. В своей работе большое внимание уделяем совместным мероприятиям с родителями. Несколько раз в год мы проводим спортивные мероприятия с участием пап среди детей нашей группы, или организуем соревнования с семьями другой группы. Родители принимают активное участие в подобных мероприятиях, поэтому наши спортивные встречи проходят не только весело, но и с пользой для здоровья – и взрослые, и дети получают заряд бодрости и радости. Шаг восьмой – совместные выезды на природу. Совместно с родителями мы организовывали выездные прогулки детей в парк им. Кирова и на базу «Спортивная». Двигательная активность на свежем воздухе важна для каждого человека, и особенно для детей, т.к. оказывает позитивное влияние на здоровье и эмоциональное состояние, а также улучшается состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Во-вторых, прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления – она способствует повышению выносливости организма и его устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Путь к здоровью наших воспитанников, конечно же, не прост, но возможен благодаря совместным усилиям педагогов детского сада и родителей, что подтверждают показатели посещаемости и заболеваемости нашей группы за 4,5 года (см. таблицу ниже). Как видно из данных таблицы, ежегодно, начиная с группы раннего возраста, наблюдается снижение уровня заболеваемости детей (с 9,2 случаев в месяц до 2,3 случаев) с одновременным увеличением посещаемости (от 10 дней в месяц до 17 дней). Такие результаты нам удалось достичь лишь благодаря системности и целенаправленности наших совместных с родителями усилий по здоровьесбережению дошкольников. Родители – наши главные помощники. Но не всегда нам, воспитателям, удается привлечь родителей к совместной деятельности по здоровьесбережению дошкольников. Основными причинами такой ситуации является то, что родители либо очень заняты, у них нет возможности прийти в детский сад на какое-либо мероприятие, либо у них просто нет желания участвовать в жизни группы, хотя вопрос здоровья ребенка, конечно, важен для каждого родителя. В таких случаях только общаясь между собой, родители понимают, за счет чего укрепляется здоровье наших воспитанников, почему они реже болеют и хорошо развиты физически. Этот факт побуждает откликаться родителей на наши призывы, и они также, пусть и в меньшей степени, нежели другие, принимают участие в совместной здоровьесберегающей деятельности. Если говорить о степени вовлеченности родителей в здоровьесберегающий процесс группы, то нужно сказать о следующем: начиная с группы раннего возраста родители являются активными участниками всех событий жизни группы. И хотя мы не можем говорить о стопроцентной вовлеченности, но так или иначе каждая семья вносит свой вклад в совместную здоровьесберегающую деятельность, будь то посещение спортивных мероприятий или подготовка оборудования для закаливания, посещение бассейна или поиск транспорта для организации выезда детей в лес и т.д. Сейчас нашим воспитанникам по 5-6 лет, и уже через год они пойдут в школу, где от них потребуется немало усилий в достижении успеха, в чем главной опорой для них будет их здоровье. И мы надеемся, что за годы посещения детского сада благодаря совместным усилиям педагогов и родителей ребята приобрели хорошую основу для дальнейшего успешного физического развития. Презентация опыта работыОтзывы родителейПубликации |