Учитель логопед

Попова Юлия Анатольевна,

учитель логопед,
Образование — высшее,
молодой специалист

Консультации для родителей: четверг, с 17:30 до 18:30

 

Расписание рабочего времени:

         Понедельник  08:30 — 12:30

         Вторник         08:30 — 12:30

         Среда            08:30 — 12:30

         Четверг         14:30 — 18:30

         Пятница        08:30 — 12:30

«Прекрасная сама по себе детская речь
имеет, кроме того, научную ценность,
так как, исследуя ее, мы тем самым
открываем причудливы закономерности
детского мышления».

К. И. Чуковский.

Советы логопеда

Дорогие родители, вы, конечно, знаете, что ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь формируется постепенно. Шаг за шагом малыш учится говорить: сначала произносить отдельные звуки и простые слова, затем связывать эти слова между собой, строить разные по сложности предложения и только потом - внятно и последовательно излагать свои мысли. 

Речь ребенка — это не только средство коммуникации, но и важнейший показатель интеллектуального и психического развития — его «визитная карточка».

Рассмотрим этапы нормального речевого развития ребенка:

  • К 1,5-2 годам в речи крохи должны появиться простые предложения, состоящие из двух, трех слов. в активной речи ребенка появляются первые прилагательные: «хороший», «плохой», «большой», «маленький». Не огорчайтесь, если они будут звучать как «хаёси, пахой, басёй, маикий.
  • К 3 годам из речи ребенка уходит так называемое физиологическое смягчение (до этого малыш практически все согласные звуки произносил смягченно). Ребенок правильно воспроизводит гласные и все простые согласные звуки ([б], [б'], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф']), строит простые распространенные или даже сложносочиненные предложения с большим количеством грамматических ошибок. Он легко запоминает и рассказывает небольшие стишки.
  • К 4 годам малыш должен правильно произносит свистящие звуки [с], [с'], [з], [з'], использовать в речи сложноподчиненные предложения. Он с удовольствием рассказывает о том, что видел на прогулке или по телевизору, что ему прочитали. Не настаивайте, чтобы ребенок правильно произносил в этом возрасте звук [р].
  • Очень часто желание мамы и папы научить ребенка овладеть сложным звуком и неумение делать это приводят к возникновению серьезного нарушения звукопроизношения.
  • К 5 годам малыш должен правильно произносить шипящие звуки [ш], [ж], почти не допускать в речи грамматических ошибок, должен связно рассказать о том, что изображено на серии картинок или на одной картинке.
  • В 6 лет нормально развивающийся ребенок правильно произносит все звуки родного языка, практически не допускает в речи грамматических ошибок, владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной и ситуативной.

В последнее время резко возросло количество дошкольников с речевыми проблемами. Все больше встречаются дети с тяжелыми речевыми расстройствами. И родители обращаются к логопеду после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к этому возрасту многое бывает упущено, приходится исправлять уже неправильно сложившееся языковое употребление. На что потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Так как период раннего детства является определяющим для становления речи. Почему это происходит? Практически все родители следят за физическим развитием своих детей. Чего не скажешь о речевом развитии. Каждый ребенок индивидуален, в том числе и в плане речевого развития. Существуют определенные сроки появления речи (рассмотрены выше). Если у ребенка наблюдается отставание в речевом развитии, это должно служить для родителей «звоночком». Надо внимательно наблюдать за дальнейшим речевым развитием и обращаться за консультацией к специалистам.

Ведь всем известно, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие и развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия. Неправильное произношение часто является серьёзным препятствием в овладении чтением и письмом, кроме того «нечистая» речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, его самооценку, формирование личностных черт.

Оказать помощь в исправлении недостатков речевого развития может учитель — логопед.

Целью работы учителя — логопеда является оказание необходимой коррекционной помощи детям в возрасте от 5 до 7 лет.

Основными задачи учителя — логопеда являются:

  • Формирование фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
  • Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
  • Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития.
  • Привитие детям навыков коммуникативного общения.

Основными формами коррекционной работы учителя — логопеда с детьми являются:

  • Индивидуальные занятия — после обследования речи детей составляется индивидуальный план коррекционной работы, который реализуется на данных занятиях;
  • Подгрупповые занятия, на которых также учитываются индивидуальные особенности речевого развития детей.

На занятиях учителя — логопеда решаются задачи по развитию мелкой моторики, фонематического слуха у детей, коррекции нарушений звукопроизношения, а также развитию общеречевых навыков: артикуляции, речевого дыхания, силы голоса.

Все занятия проходят в игровой форме с использованием современных приемов и методов логопедической работы с детьми дошкольного возраста.

Многие родители спокойной относятся к речевым недостаткам своих детей, считая, что все само собой образуется — это заблуждение.

Правильная, красивая, связная речь – залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками